RSS
%
Главная » Статьи » Мои статьи

Готовим ребенка к школе

Готовим ребенка к школе

 

Подготовка ребенка к школе

 

 Подготовка к школе.

       К поступлению в первый класс надо готовиться заранее. Ни в коем случае не стоит все хлопоты, связанные с оформлением документов, обходом врачей, ( если вы по какой – либо причине пропустите диспансеризацию в д/с), выбором школы, откладывать на последний момент. Но не надо и забывать и о важности подготовки ребёнка к будущей учёбе.

      Подбирая школу, прежде всего, исходите их интересов и способностей ребёнка. Немаловажную роль играет и месторасположение выбранной школы. Опыт показывает, что долгая дорога – это большой минус даже при прочих несомненных плюсах школы. Ещё один немаловажный фактор: выбор конкретного учителя, с которым вашему ребёнку будет комфортно( если есть возможность – присмотритесь).

      Во-первых, хотелось бы обратить внимание на психологическую подготовку к школе.

      Важно не только обеспечить ребёнку определённый уровень развития, но и пробудить желание учиться ( познавательная активность), научить общаться с детьми, научить слушать учителя, не отвлекаться , точно выполнять его инструкции, научить, не мешать на уроке другим ученикам.

 Необходимо, чтобы к моменту поступления в первый класс у ребёнка была развита произвольность, он мог подчинять свою деятельность заданному учителем правилу. Мог внимательно слушать и верно исполнять инструкции, работать по заданному образцу. Эти качества можно развить с помощью различных игр. Это игры с обязательными правилами ( шашки, лото и др.)

      Учите детей различать время и развивайте чувство времени, предлагая ребёнку оценить, сколько времени у него займёт то или иное действие, соблюдайте режим дня, привлекайте ребёнка к выполнению домашней обязанности (полить цветы, убрать игрушки, покормить рыбок и т.п.)

 Отдельно хотелось бы сказать о развитии речи. Необходимо много разговаривать с ребёнком и много ему читать. Рассказывайте ребёнку что-то интересное об окружающем мире и побуждайте рассказывать его, обсуждайте с ребёнком прочитанное. Задавайте ребёнку много вопросов об окружающем вас мире, о прочитанном мире. Сами подробно отвечайте на его вопросы. Таким образом, расширяйте его кругозор, социализируйте его, делая опытнее и самостоятельнее.

      С поступлением в школу очень большая нагрузка ложится на детские руки. Развивать руку необходимо. Для поддержания тонуса руки полезна лепка из пластилина и, штриховки, обведение по контуру, раскрашивание, не выходя за контур, лабиринты и др. Ни в коем случае нельзя заставлять ребёнка по нескольку раз переписывать задание, ругать или наказывать за неровные буквы, насмехаться над его рисунками, доводя ситуацию до кризиса. У ребёнка могут пропасть вера в свои силы и желание учиться.

 

Главное - это настрой!

    Никогда не пугайте ребёнка школой и не бойтесь её сами. Иначе будущий первоклассник отнесётся к школе с предубеждением и ко всему, что с ней связано. Не надо говорить ребёнку: « Вот пойдёшь в школу, там тебе покажут, как надо себя вести», или «Скоро пойдёшь в школу, и прощай твоя вольная жизнь», или « Какой же ты неумеха, как же ты в школе будешь учиться» и т.п. Лучше расписывайте ему плюсы школьной жизни: самостоятельность, друзья, интересные предметы. Ведь это здорово – узнавать что-то новое! Хотелось бы обратить внимание на одну ошибку при подготовке - не надо сильно заранее готовить ребёнка к обучению в школе, проходить с ним программу первого класса. Ребёнок может просто « перегореть» к моменту поступления в первый класс. Ему будет казаться, что он уже давно учится и знает всё на свете. А усталость и скука не лучшие друзья для первоклассника.

Настройтесь на успех и постарайтесь найти как можно больше плюсов в школьной жизни своего будущего первоклассника.

 Ведь первоклассник - это звучит гордо!

 

Как подготовить малыша к школе

 

  • Повторите с будущим первоклашкой алфавит и счет как минимум до 100.

 

  • Лучше научить сына или дочку читать элементарные слова и решать самые простые примеры дома, чтобы в школе он не испугался первых сложностей.

 

  •  Научите чадо различать право-лево.

 

  •  Покажите, как правильно укладывать в портфель книжки и тетрадки.

 

  •  Соберите пенал. В нем должны лежать две простые шариковые синие ручки, одна красная, одна зеленая, два заточенных карандаша, набор из пяти цветных фломастеров, линейка и ластик.

  • Выучите с малышом ваш домашний адрес и телефон, объясните ему, как звонить из телефонного автомата, если он потеряется.

 

  • Научите будущего первоклассника писать мелом (можно даже купить маленькую доску и устроить тренировочный урок).

 

  • Дети часто боятся или стесняются просить у строгого учителя разрешения выйти во время урока, так что проговорите с чадом этот момент.

 

  • Если у вашего ребенка есть логопедические проблемы, поста райтесь решить их до начала учебы.

 

  •  Составьте расписание и попробуйте прорепетировать школьный день - 40 - 45 минут за чтением и азбукой, потом перемена 10 минут и следующий урок. Проследите, чтобы ребенок научился выдерживать утомительное сидение за столом.

 

  • Поддерживайте вашего первоклассника во всем. Хвалите за дело, говорите, как здорово у него получается выводить буквы (считать, рисовать и т. д.). Это придаст ему уверенности в себе.

 

  • Объясните ребенку, что он сам несет ответственность за свою учебу. Если мама и папа зарабатывают деньги на работе, то его работа - ходить в школу и "зарабатывать" хорошие отметки.

 

  •  Проверьте, умеет ли ваше чадо самостоятельно завязывать шнурки, застегивать пуговицы и молнии, переодеваться без вашей помощи в спортивный костюм, складывать аккуратно свои вещи.

 

Практические рекомендации родителям по адаптации первоклассников.

 

1.      Будите ребёнка спокойно, проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дёргайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если "вчера предупреждали".

 

2.      Не торопите. Умение рассчитать время - ваша задача, и если это плохо удаётся, это не вина ребёнка.

 

3.      Не отправляйте ребёнка в школу без завтрака.

 

4.      Ни в коем случае не прощайтесь "предупреждая": "Смотри, не балуйся! Чтобы сегодня не было плохих отметок!" Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов - у него впереди трудный день.

 

5.      Забудьте фразу "Что ты сегодня получил?" Встречайте ребёнка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться. Если ребёнок чересчур возбужден, если жаждет поделиться, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займёт много времени.

 

6.      Если увидите, что ребёнок огорчён, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет всё сам.

 

7.      Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку, постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребёнка. Кстати, всегда не лишнее выслушать обе стороны и не торопиться с выводами.

 

8.      После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо два часа отдыха ( ещё лучше 1,5 часа поспать) для восстановления сил. Низкая работоспособность с 14-16 часов.

 

9.      Не заставляйте делать уроки за один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минут перерыва, лучше, если он будет подвижным.

 

10.  Во время приготовления уроков не сидите над душой, дайте возможность ребёнку сидеть самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка "Не волнуйся, у тебя всё получится! Давай разберёмся вместе! Я тебе помогу!", похвала (даже если не очень получается)- необходимы.

 

11.  В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: "Если ты сделаешь, то …"

 

12.  Найдите в течении дня хотя бы полчаса, когда вы полностью будете принадлежать ребёнку, не отвлекаясь на другие дела. В этот момент важнее всего его заботы, радости и неудачи.

 

13.  Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребёнком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без него. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, психологом, врачом, прочитайте литературу для родителей.

 

14.  Помните, что в течении года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель для первоклассников, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребёнка.

 

15.  Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое состояние.

 

16.    Учтите, что даже "совсем большие дети" (мы часто говорим 7-8 летнему ребёнку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковые поглаживания. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношения, не обсуждать завтрашнюю контрольную.

  

 

Игры и упражнения для развития памяти будущего первоклассника

 

  Вот несколько игр и упражнений по развитию памяти, необходимых для успешного обучения в школе.

Отгадай-ка!

     Игра для развития памяти, внимания и речи. Можно играть как с группой детей, так и с одним ребенком.

 

Попросите малыша по памяти выразительно описать какой-либо из находящихся в комнате предметов так, чтобы партнеры угадали. При этом нельзя смотреть на этот предмет и называть его. После того как ведущий объяснил правила игры, а дети подготовились к ней и каждый выбрал предмет, водящий дает в руки любому играющему какую-либо игрушку как приглашение к рассказу. Получивший игрушку рассказывает о загаданном предмете. Когда загадка отгадана, ее автор передает игрушку в руки следующему. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не опишет свой загаданный предмет. Взрослый следит за тем, чтобы назывались существенные признаки предмета, остальные участники имеют право задавать наводящие вопросы, однако надо предоставить возможность водящему дать достаточно полное описание задуманного предмета.

 

   Чаще учите с детьми стихи - это прекрасное занятие не может быть лишним ни в каком возрасте и помимо тренировки памяти помогает привить ребенку хороший литературный вкус. Начинать следует с ритмичных, интересных для малыша стихов. Если же вы предпочитаете переводы, то пусть это будут классические образцы - работы С.Маршака, Б.Заходера, К.Чуковского.

 

Веселые картинки

    Игра для развития зрительной памяти, кратковременной и долговременной. Предложите малышу внимательно рассмотреть 10 картинок, на каждой из которых изображен знакомый предмет. Время демонстрации каждой картинки - 1-2 секунды. Затем попросите малыша по очереди назвать предметы, которые он запомнил. Порядок значения не имеет. Важно, сколько предметов от их общего числа запомнил ребенок, повторы не считаются, так же как и названные предметы, которых на картинках не было. Покажите малышу те картинки, которые он забыл. Попросите снова вспомнить все картинки через 10 минут. Запишите результат. Затем предложите вспомнить все картинки через час.

 

Спрячем слово

Игра на развитие осмысленного запоминания.

 

   Вы называете слово, а ребенок рисует картинку, которая помогла бы ему запомнить это слово. Важно, чтобы рисунок не содержал записей или цифр. Обратите внимание малыша на то, что слов много, а листочек один и нужно постараться расположить рисунки так, чтобы все они на нем уместились. Поупражняйтесь с ним, чтобы убедиться, что ребенок понял, что от него требуется: пусть он нарисует картинку, например, к выражению «веселый праздник». А теперь предложите ему «закодировать» следующие слова и выражения: «вкусный ужин», «храбрая девочка», «болезнь», «веселая компания», «звездное небо», «радость», «мороз». Диктуйте не торопясь. После этого предложите малышу минут двадцать поиграть во что-либо другое, а затем попросите вернуться к картинкам и вспомнить слова, которые ему диктовали. Обратите внимание на ошибки, которые делает ребенок. Если вместо слова «расставание» малыш говорит «разлука» или вместо «вкусный ужин» - «сладкий ужин», это ошибкой не считается. А вот если он вспоминает слово, не имеющее отношения к тому, что вы называли, постарайтесь восстановить ход его мысли и выяснить, что привело его к этой замене. Считается хорошим показателем, если ошибок не больше двух. Посмотрите, как располагаются рисунки на листе бумаги. Может быть, они идут в той последовательности, как вы и диктовали слова, при этом изображения отделены друг от друга и свободно умещаются на одной стороне листка. Но может быть и так: рисунки хаотично разбросаны по листу и настолько велики, что налезают друг на друга, не уместились на одной стороне и ребенку пришлось переворачивать листок. Такой анализ расположения рисунков показывает способность ребенка правильно организовать свою деятельность и является одним из параметров, характеризующих готовность ребенка к обучению в школе.

 

    В естественном стремлении развить память вашего наследника имейте в виду: независимо от того, хорошо или плохо он все запоминает, перегружать ребенка занятиями вредно. Особенно это относится к заучиванию непонятных вещей, которые никогда не придется использовать на практике, и, следовательно, они будут быстро забыты малышом, - это пустое знание, вызывающее у ребенка лишь беспокойство и напряжение.

 

 Если малыш затрудняется повторить слова, которые вы ему назвали, дайте ему бумагу и цветные карандаши. Предложите к каждому слову сделать рисунок, который помог бы ему вспомнить эти слова. То же самое можно попробовать сделать и при прочтении фраз. Ребенок сам выбирает, что и как он будет рисовать. Главное, чтобы это помогло потом ему вспомнить прочитанное.

 

Прочитайте ребенку небольшой рассказ и попросите его пересказать содержание прочитанного. Если малыш не смог этого сделать, прочитайте рассказ еще раз, но попросите его обращать при этом внимание на отдельные детали: «О чем этот рассказ?» Попытайтесь связать прочитанное с тем, что хорошо знакомо ребенку, или с какой-то аналогичной историей, сравните эти истории (в чем их сходство и различие). Отвечая на ваши вопросы, кроха мыслит, обобщает, сравнивает, выражает свои мысли в речи, проявляет активность. Такая эвристическая беседа значительно активизирует память и мышление ребенка. Спустя какое-то время попросите малыша сделать пересказ, и вы убедитесь в том, насколько он стал точным и осмысленным.

 

Известны различные мнемонические техники, облегчающие запоминание. Например, цвета спектра - красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый - все помнят по фразе: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». При запоминании, например, номера телефона можно придумать какие-либо близкие ребенку аналоги к каждой цифре.

 

И еще! Не забывайте похвалить юного ученика, поощрить его за старание.

 

7 правил по сбору портфеля

 

     Новая канцелярия уже давно закуплена и ждет своего часа. Собирая ребенка первый раз в первый класс, хочется положить в портфель все канцелярские богатства. Не торопитесь. Необходимое содержимое портфеля учитель обычно озвучивает на первом родительском собрании. А ваша задача - научить ребенка правильно собирать портфель

 

Правило 1: ребенок должен самостоятельно собирать - разбирать портфель.

 

  Чтобы хорошо ориентироваться в собственном портфеле, ребенок должен собирать - разбирать его самостоятельно. Иначе, вместо того чтобы слушать учителя, он будет большую часть урока искать в портфеле необходимые вещи. Даже если в портфеле всего одно отделение (хотя в большинстве современных ранцев их как минимум три), ребенку потребуется не менее 10-15 минут, чтобы найти нужную вещь в незнакомых недрах портфеля.

 

Правило 2: портфель надо собирать ежедневно.

 

  Ежедневно в портфеле скапливается множество ненужных бумажек, крошек и всевозможных «ценных», но абсолютно ненужных в школе вещей. Следите, чтобы ребенок ежедневно вынимал из портфеля все содержимое, выкидывал мусор и складывал обратно в портфель только необходимые вещи.

 

 Правило 3: ничего лишнего.

  Задача родителей - следить, чтобы ребенок не носил с собой лишних тяжестей. По действующим санитарным нормам больше трех килограммов поднимать перво- классикам не рекомендуется. Кроме положенных по программе 2-3 учебников и 2-3 тетрадей, в ранце первоклашки будут обязательно лежать пенал с ручками и карандашами, дневник, счетные палочки, подставка для книг и завтрак. В результате набирается как раз около трех килограммов. Первое время родителям придется контролировать, что ребенок кладет в портфель, а потом он будет это делать самостоятельно.

 

Правило 4: гигиенические принадлежности.

 

 Даже в платных школах туалетная бумага часто отсутствует, не говоря уж о муниципальных заведениях. Поэтому в портфеле всегда должен лежать небольшой рулончик туалетной бумаги и упаковка влажных салфеток. Если ребенок стесняется доставать в школе туалетную бумагу, положите ее в непрозрачный пакет.

 

Правило 5: отдельные контейнеры для еды.

 

 Практически во всех школах детям недостаточно стандартных школьных завтраков и родителей просят давать ребенку с собой дополнительный завтрак - несколько бутербродов, сок и печенье. Независимо от того, какую еду вы будете давать ребенку, для нее нужны специальные контейнеры с плотно закрывающейся крышкой. Часто родители упаковывают еду в фольгу или в полиэтиленовые пакеты. Но упакованная таким образом еда может раскрошиться. К тому же, если носить ее без контейнера, все содержимое портфеля пропахнет пищей. Объясните ребенку, что, перекусив, он должен все обертки и пустые пакеты положить назад в контейнер и плотно закрыть его.

 

 Правило 6: игрушки остаются дома.

 

  Игрушкам в портфеле делать нечего. Если ребенок очень настаивает, договоритесь, что он будет доставать игрушки из портфеля только на перемене, а перед началом урока опять уберет их в портфель. Можно, например, заключить соглашение, что при первой жалобе учителя по поводу игр на уроках - игрушки остаются дома.

 

 Правило 7: минимум дорогих вещей.

 

  Вопрос, давать или нет ребенку в школу мобильный телефон, до сих пор остается спорным. Мобильный телефон (и прочие дорогие вещи) не являются предметами первой необходимости. В большинстве школ в вестибюлях установлены бесплатные телефоны-автоматы. В крайнем случае, ребенок может позвонить из канцелярии или с пункта охраны. Если вы все-таки считаете, что телефон ему необходим, объясните ему, что на время уроков необходимо отключать звук и убирать телефон в портфель. Кроме того, необходимо помнить, что телефон может потеряться или быть украденным. Это относится и к наручным часам, которые дети часто снимают на физкультуре и забывают надеть.

Категория: Мои статьи | Добавил: Влад (08.07.2013)
Просмотров: 501 | Рейтинг: 0.0/0
Пожаловаться на файл / Битая ссылкаСвязаться с нами


Обсудить файл на форуме






html-cсылка на публикацию
BB-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Отправить смс
Генераторы
Баннер
Купить ссылку здесь
Рейтинг блогов Накрутка сердечек вконтакте! Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Ерзовка-Siti Push 2 Check Счетчик PR-CY.Rank

!